С 1 января 2021 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности.
Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж.
Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.
Что это такое
Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет.
В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.
В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2021 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:
- в период с 2021 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
- в период с 2021 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;
- для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
- предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.
Видео:Сергей Катасонов подверг критике налоговый маневр в нефтяной отраслиСкачать
Еще до октября 2021 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК.
Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ.
Вступят в силу новые правила с января 2021 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.
Нюансы налогового маневра
В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.
Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.
Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:
- снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
- налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;
- в период с 2021 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.
После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.
https://www.youtube.com/watch?v=NDB5zvVs8YY
Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:
- обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;
- на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);
- дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);
- вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);
- планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.
Видео:Что такое Налоговый маневр и для чего его делает ПутинСкачать
Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.
При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:
- доля высококачественного топлива в общем объеме производства предприятия;
- мировые цены на нефть и продукты переработки;
- усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
- ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.
Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.
Вырастут ли цены
Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны.
Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ.
Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.
В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:
- введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2021 года);
- введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;
- введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.
Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.
Суть налогового маневра:
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Видео:Сергей Ежов о последствиях налогового маневраСкачать
Все ближе сентябрь, а предвещаемого экспертами ценового скачка на топливо так и не произошло. Как подсчитали в ЦДУ ТЭК, на петербургских АЗС средняя цена АИ–92 составила 42,33 рублей за 1 л, летнего ДТ — 46,17 рублей за 1 л, АИ–95 стоит около 45,65 рублей за 1 л.
Если посмотреть отчеты начала января этого года, то динамика окажется следующей: за 8 месяцев литр АИ–92 подорожал на 59 копеек, АИ–95 — на 70 копеек. Росстат за первое полугодие 2021–го приводит по Петербургу такие цифры: цена за 92–й выросла на 1,1%, за 95–й — на 0,8%.
Стоимость дизельного топлива в силу его сезонности сможем сравнить ближе к зиме. «Вопрос о том, как поведут себя цены на моторное топливо в дальнейшем, остается пока открытым. Конъюнктура складывается для производителей неблагоприятной по двум причинам.
Первая и основная — это спад потребительского спроса по всему спектру товаров, включая бензин. Это подтверждает госстатистика в виде снижения уровня реальных доходов населения. Косвенную оценку дают данные о снижении продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2021 года на 2,4% относительно 2021 года.
Вторая — резко обрушившиеся нефтяные цены на фоне торговой войны между США и Китаем», — считает генеральный директор АО «РКИ» Виктор Костюков.
https://www.youtube.com/watch?v=d0sqOzDHESU
На этом фоне взаимный интерес друг к другу начали проявлять владельцы АЗС и ретейлеры. Крупные сети автозаправочных станций давно позиционируют свои точки как приюты странников, где автомобиль получит свой едко пахнущий корм, а путник — кофе, хот–дог и «омывайку–незамерзайку».
Как подсчитала «Платформа ОФД», в 2021 году траты россиян на заправках выросли на 11%. Выручка от продажи напитков и кофе увеличилась за год на 17%. Клиенты АЗС в среднем оставляют в кассе 720 рублей — за топливо, напитки, еду и другие товары.
Но еще пару лет назад автомобилисты тратили в 2 раза меньше — в основном только платили за бензин.
Видео:Завершение налогового маневра: Эпизод I – ДемпферСкачать
По данным «РусХОЛТС» (RH Group), в 2021–2021 годах на первом месте в России по продажам на АЗС стоят стеклоомывающие жидкости («незамерзайки»), следом идет древесный уголь для мангалов, охлаждающие жидкости, влажные салфетки, перчатки и батарейки. В числе непопулярных товаров — скоропортящиеся продукты и дорогие профессиональные инструменты. Последние покупают только в период распродаж.
Виновный маневр
Однако оставим автомобилиста неспешно допивать капучино на заправке и посмотрим, что происходит в нефтепереработке. На повестке дня — Антипинский НПЗ и глава СбербанкаГерман Греф, которому Минэнерго и Минфин отказали в новых льготах для завода. Сейчас предприятие всячески стараются вернуть в строй.
В июле Герман Греф обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой увеличить для НПЗ выплачиваемый из бюджета обратный акциз на нефть, нарастив логистический коэффициент с 1,1 до 1,5 (такой коэффициент присваивается удаленным от границ страны заводам).
Однако Минфин насчитал в таком сюжете неувязку в 24 млрд рублей доходов, которые выпадут из бюджета к 2024 году — после завершения налогового маневра.
Неделю назад Арбитражный суд Тюменской области отменил банкротство предприятия, а глава региона Александр Моор назвал дело крупнейшим в истории страны — ведь НПЗ задолжал более $5 млрд.
Проблемы Антипинского НПЗ свидетельствуют о непростом положении всей российской переработки. Эксперты обвиняют главным образом налоговый маневр, который привел многие предприятия к убыткам. «Реализация налогового маневра предполагает зачистку мощностей независимых НПЗ.
Во–первых, к моменту завершения налогового маневра заводы будут вынуждены покупать нефть по мировым ценам, а реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке может предполагать дальнейшее регулирование и установление верхней ценовой планки, которая ограничит маржинальность либо приведет к убыточности НПЗ.
Таким образом, по подсчетам «НААНС–МЕДИА», в зоне риска находится группа независимых и мини–НПЗ с суммарным объемом переработки 46 млн т в год.
Однако это и риск для бюджета, который в случае отсутствия изменений в параметрах налогового маневра может потерять к 2024 году около 16% от текущих поступлений от сектора нефтепереработки», — полагает исполнительный директор «НААНС–МЕДИА» Тамара Сафонова.
Минфин объявил, что с 1 сентября понизится экспортная пошлина на нефть на $3,4 — до $90,7 за тонну. На нулевом уровне останется пошлина на сжиженный газ и нефть, добываемую в ряде месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождениях и Приразломном месторождении. Снизится сбор и на экспорт нефтепродуктов.
«Снижение экспортной пошлины в первую очередь связано с падением мировых цен на нефть, но по сути снижение не так серьезно отражается на доходах бюджета, поскольку налог взимается на НДПИ и за экспорт, что можно назвать неплохой компенсацией», — говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.
Баррель насущный
Видео:Налогообложение в нефтяной отрасли — большие маневрыСкачать
Футурологи давно нарисовали портрет будущего. Там умные дома, которые без вашего участия выставляют освещенность и температуру в помещениях, кофемашины, знающие ваш распорядок дня и предпочтения, беспилотные авто и, конечно же, зеленая энергетика. Поход в недра за ресурсами останется в далеком прошлом.
Однако пока этот образ — в головах мечтающих. Как показывают отчеты, нефтегазовые компании по прибыльности значительно опережают технологические — в том числе и гордых носителей самых дорогих в мире брендов.
Нефтяная компания Saudi Aramco представила в августе итоги первого полугодия. Ее чистая прибыль — $46,9 млрд.
И это тем более удивительно, что цена черного золота падает, а рыночный и геополитический фон еженедельно меняет тональность.
https://www.youtube.com/watch?v=F46gUpBZ008
Для сравнения — производитель «яблочных» гаджетов заработал за полгода $31,5 млрд, онлайн–ретейлер Amazon — $2,6 млрд. Компания Alphabet (владелец поисковика Google) во II квартале показала чистую прибыль $9,9 млрд.
«Несмотря на снизившиеся цены на нефть в первой половине 2021 года, мы продолжали обеспечивать стабильную прибыль и свободный денежный поток, подкрепленный нашей производительностью, контролем за расходами и налоговой дисциплиной», — прокомментировал президент и главный исполнительный директор Saudi Aramco Амин Х. Насер.
Однако свободные денежные потоки в тисках даже строжайшей финансовой дисциплины едва ли смогут противостоять мировому снижению спроса на нефть, который МЭА предсказала в последнем докладе.
Так, согласно экспертам агентства, первое полугодие 2021 года показало рост спроса всего на 0,6 млн баррелей в сутки, из которых 0,5 млн баррелей в сутки — за Китаем.
МЭА отмечает, что на рынок нефти влияют конфликт в Персидском заливе, американо–китайская торговая война — и, как следствие этих факторов, резко рухнувшая ниже $60 цена за нефть. Все это заставило аналитиков пересмотреть прогноз по спросу, который был снижен на 0,1 млн баррелей в сутки — до 1,1 млн баррелей в сутки (по итогам 2021 года) и до 1,3 млн баррелей в сутки (в 2021–м).
«Перспектива хрупкая, с большей вероятностью пересмотра в сторону понижения, чем пересмотра в сторону повышения», — резюмируют в докладе.
Видео:Налоговый маневр должен внести изменения в нефтегазовый секторСкачать
«Факторы, поддерживающие нефтяные цены, — согласованное сокращение добычи участниками соглашения ОПЕК+, а также санкции, парализующие нефтяные отрасли Ирана и Венесуэлы, — уверен эксперт–аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Повторить прошлогодний финансовый результат нефтяным компаниям в этом году вряд ли удастся. Но и значительного падения их доходов не будет. Поэтому инвесторы не спешат расставаться с акциями российских нефтяников».
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
📸 Видео
В.Жуковский: к чему приведет «налоговый маневр» Кремля?Скачать
СУТЬ ДЕЛА - "Налоговый маневр и цена бензина"Скачать
Налоговый маневр давно пора отменитьСкачать
Валерий Гартунг: "Вместо введения демпфера надо отменить налоговый маневр"Скачать
ВСЁ ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ --- НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР ПРАВИТЕЛЬСТВА!!!Скачать
Налоговый маневрСкачать
налоговый маневрСкачать
Нефть ждёт маневр: анализ крупной отраслевой налоговой реформы / Интервью И. Хомутова «Нефтянке»Скачать
Налоги скоро повысят: кто будет платить больше? Мосбиржа пробила сопротивление! / НовостиСкачать
Проблемы и перспективы введения налога на финансовый результат в нефтяной отраслиСкачать
Контуры. Нефтяной манёврСкачать
Вести. Экономика. Налоговый маневр одобрен: что изменится для нефтяной отрасли? - Вести 24Скачать
Дмитрий Акишин, Vygon Consulting - налоговый манёвр для нефтехимииСкачать
Налоговый маневр: прибыль из ваших карманов?Скачать